ГЛАВНАЯ ПРАЙС-ЛИСТ ИНФОРМАЦИЯ КОНТАКТЫ О КОМПАНИИ ДОСТАВКА  


Автомобильные радиостанции. Слышно всем

Среди современных средств связи Си-Би радиостанции прочно занимают свою нишу. Аппаратура, позволяющая водителям поддерживать информационный контакт между собой, фактически уже является штатным оборудованием грузовиков, выполняющих дальние рейсы. Выводя на рынок новые разработки, производители радиоэлектроники, как и прежде, идут по пути расширения функциональности и повышения качества обработки сигнала.


Нет необходимости подробно рассказывать о преимуществах работы в радиофицированном автомобиле. Достаточно отметить, что наряду с эфирным общением и обменом важной информацией это дает возможность быстрого вызова оперативных служб, а также гарантирует всестороннюю помощь на дороге. Поэтому опытный водитель-дальнобойщик, принимая машину перед выездом в рейс, непременно поинтересуется исправностью рации.


Сетка частот

За рубежом история использования радиостанций в гражданских целях началась в 50-х годах прошлого столетия. Именно тогда диапазон частот 27 МГц получил свое оригинальное название Citizen Band (англ. «гражданский диапазон»). В нашей стране внедрению этого вида радиосвязи положило специальное решение государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ СССР), принятое в 1988 г. До этого короткие волны использовались только для служебной, военной и любительской радиосвязи.


Выделенная полоса частот находится между коротковолновым (КВ) и ультракоротковолновым (УКВ) диапазоном и обладает свойствами того и другого. Например, подобно УКВ, используемым в эфирном телевещании, Си-Би-радиоволны распространяются прямой волной от передающей антенны к приемной. Но в то же время, подобно КВ, излучение передатчика может многократно отразиться от ионосферы, и тогда сигнал способен преодолеть очень существенные расстояния. Так, удачливые радиолюбители могут рассказать о связи на расстоянии несколько тысяч километров.


Однако в нашем случае показательными являются более скромные цифры. При мощности передатчика 10 Вт (максимально разрешенная в России) средняя дальность связи между автомобилями составляет 10–15 км, а между базовой станцией и автомобилем — 15–40 км. Кроме мощности сигнала, дальность зависит от способа установки антенн, уровня помех в точке приема и погодных условий. Но даже при благоприятных обстоятельствах уверенная связь в гражданском диапазоне ограничивается 75 км.


Во всем мире основными для Си-Би являются каналы, начинающиеся с частоты 26,965 МГц и идущие с сеткой, кратной 10 кГц (26,975 МГц, 26,985 МГц и т. д.). Эти каналы имеют цифровые обозначения с 1-го по 40-й. Рост числа пользователей обусловил появление в некоторых странах (среди них Россия и Польша) вспомогательной сетки частот и, соответственно, новых каналов. Они также имеют шаг 10 кГц, но сдвинуты по отношению к основным на 5 кГц. Ко всему прочему были введены дополнительные диапазоны, расширяющие количество настроек до 200 и даже до 400. Увы, не все радиостанции поддерживают основную и вспомогательную сетку, поэтому в дороге нередки ситуации, когда, настроившись на общий канал, водители не могут общаться друг с другом.


Для удобства пользователей все частоты промаркированы буквами и цифрами. Наиболее распространенным считается обозначение вида — С9 FM (С9E FM, C9R FM). При этом первой буквой указывается диапазон, далее номер канала, затем необязательная ссылка на вид сетки — европейской (с частотами, заканчивающимися на 5) или российской (с частотами, заканчивающимися на 0), а в конце — используемая модуляция.


В современной Си-Би-связи используется три вида модуляции: фазовая — FM, амплитудная — AM и однополосная — SSB. Большинство российских пользователей гражданского диапазона используют FM-модуляцию, обеспечивающую наиболее качественное звучание при сильном сигнале. Приверженцами второго вида модуляции являются водители-дальнобойщики. Они и составляют основную группу «сибистов», использующих рации с АМ-модуляцией. Кстати, на значительном расстоянии разборчивость при использовании AM может оказаться лучше, чем при FM, но максимальная дальность связи в обоих вариантах практически одинакова. В свою очередь, SSB-модуляция оказывается предпочтительной именно с точки зрения дальности, которая при сопоставимой мощности передатчика может быть значительно выше, чем в АМ и FM. Однако главное препятствие широкого распространения раций с SSB — необходимость ручной подстройки частоты на приеме и значительное искажение голоса корреспондента. Далеко не все станции поддерживают однополосную модуляцию.


К слову, согласно статистике, в диапазоне 27 МГц по всей стране уже работает более 100 аварийных и диспетчерских служб. Из полезного, применительно к Москве: C3 FM — «Петровка», D9 FM — «Полет 27», D21 FM — служба спасения. Каналы С9 и С19 повсеместно принимают сообщения о ДТП и чрезвычайных ситуациях, а С15 AМ используется для связи водителей-дальнобойщиков.


Ассортимент оборудования

Средства радиосвязи гражданского диапазона бывают портативные и автомобильные. Доукомплектовав автомобильный трансивер (приемо-передающее устройство) блоком питания и стационарной антенной, можно получить базовую радиостанцию. Такой вариант иногда используется на автопредприятиях, например в такси, для связи диспетчера с водителем.


Сегодня среди автомобильных радиостанций на российском рынке встречается аппаратура как зарубежного, так и отечественного производства. В зависимости от потребительских свойств весь ассортимент можно условно разделить на три группы, а начать обзор логично с самых бюджетных моделей. Это простые 40-канальные трансиверы (Alan 100 Plus, Dragon 407), имеющие минимальное количество настроек. Так, пользуясь органами управления на лицевой панели, оператор может установить желаемый уровень громкости, порог срабатывания шумоподавителя, выбрать канал и вид модуляции. Работают эти рации только в сетке С, а мощности передатчика 4 Вт вполне достаточно для радиосвязи на прямой видимости — до 5 км.


В следующую группу входят трансиверы с диапазоном настроек до 400 каналов (Yosan JS-2204, Alan 78 Plus, ТТI TCB-770). Данная аппаратура имеет повышенную популярность среди профессиональных водителей. Расширенный диапазон, к примеру, позволяет в разных регионах настраиваться на каналы диспетчеров и вызывать такси, не пользуясь мобильным телефоном. Использование более совершенной элементной базы повышает такие важные показатели приемника, как чувствительность, избирательность, подавление соседнего канала и соотношение сигнал-шум. В числе вспомогательных функций, расширяющих возможности раций этой группы, можно назвать сканирование диапазона, память, одновременное «наблюдение» двух каналов. За рулем ценится и такое, на первый взгляд, незначительное усовершенствование, как переключение каналов на микрофоне. Выходная мощность аппаратуры из средней группы — от 4 до 10 Вт. Большинство продающихся трансиверов настроено на европейскую сетку, а для работы в «нулях» требуется несложная доработка в мастерской.


Ну и, наконец, третья группа, которая объединяет Си-Би- радиостанции высокого ценового сегмента (Megajet MJ-600, Maycom EM-27, Alan 48 Excel). Наряду с оригинальным дизайном, включая отделку лицевых панелей под дерево и цветной экран, эти трансиверы отличаются набором особенных функций, среди которых автоматическая система шумоподавления, регулировка чувствительности приемника, а также двойная модуляция несущей (DTMF) с функ­цией персонального вызова. Взять, к примеру, рацию Maycom ЕМ-27. В дополнение к перечисленному пакету у этого трансивера имеется и такая актуальная для российских пользователей функция, как переключение европейского и российского частотных стандартов. Разработанный производителем модуль управления позволяет переключать «нули» на «пятерки», не притрагиваясь к рации и практически моментально — достаточно лишь слегка нажать на заранее «обученную» клавишу микрофона.


Отдельно следует упомянуть о трансиверах, работающих только в FM-модуляции. По мнению специалистов, эта модуляция наиболее перспективна в автомобильной радиосвязи. Вероятно, так посчитал и один из российских производителей, поставив на конвейер линейку моделей ТАИС РМ. Среди прочих функциональных возможностей этих трансиверов особо заметна многоканальная память с режимом сканирования. Автомобилисты из регионов, в которых действуют радиоканалы общественной безопасности, могут запрограммировать каналы 3, 9, 27 и, активировав соответствующую команду, прослушивать оперативную информацию о дорожном движении и чрезвычайных происшествиях. Еще одна любопытная функция радиостанции ТАИС РМ — адресный режим работы, при котором включается система тонового управления шумоподавителем (DTCSS). Суть в том, что рация корреспондента, снабженная аналогичной системой, распознает только «свой» адрес, оставляя без внимания прочие сигналы. Если коротко, происходит кодовое разделение общего канала связи. Имеется возможность программирования более 10 адресов.


Выбирая радиостанцию, есть смысл позаботиться и об антенне. Теоретически для уверенной передачи сигнала длина излучателя должна соответствовать длине волны. В Си-Би-диапазоне эта величина близка к 11 метрам. Понятно, что иметь такую антенну на автомобиле сложно, и на этот счет конструкторы давно предложили специальные решения. Так, чаще всего штырь имеет высоту до 2 м, а недостающая длина излучателя компенсируется проводником, размещенным в виде катушки у основания «уличного элемента».


По способу крепления современные антенны гражданского диапазона бывают врезные (на жестком креплении) и на магнитном основании. Самым удачным считается расположение излучателя по центру крыши — в таком случае диаграмма направленности приобретает форму круга. На грузовики рекомендуется устанавливать врезные антенны. Местом их размещения может служить буртик водостока или кронштейн зеркала заднего вида. А владельцы легковых и малотоннажных автомобилей вправе отдать предпочтение не требующим специального монтажа магнитным антеннам.


Теперь о настройке. Эффективность работы системы станция-кабель-антенна, а также процесс получения максимального КПД зависят от частоты. Например, если в канале С15 взаимодействие хорошее, то на частотах, соответствующих верхней и нижней границе сетки (С1, С40), оно может быть несколько хуже. В фирменных антеннах уже сделано конструктивное согласование, однако после установки изделия на автомобиль рекомендуется проверить (воспользовавшись услугой специалиста) т. н. коэффициент стоячей волны КСВ, являющийся своеобразной мерой соответствия. Допустимое значение этой безразмерной величины — 1,5. В свою очередь, работа при КСВ свыше 3 может не только значительно снизить качество связи, но и привести к повреждению выходного каскада передатчика.


Кстати, не все антенны, устанавливаемые производителями грузовиков как штатные, вписываются в норму для частоты 27 МГц. Поэтому приобретать автомобильную радиостанцию логично в полном комплекте.


Ваши документы

В соответствии с российским законодательством эксплуатация радиоэлектронных средств относится к области государственного регулирования. На сегодняшний день разрешенными к использованию являются диапазоны С и D. Канал 27.065 МГц (С9 FM) официально служит для экстренной связи с милицией и аварийными службами. В будущем, по мере освобождения частот 11-метрового диапазона служебными радиостанциями, пользователям будут передаваться и другие сетки.


Приобретаются радиостанции гражданского диапазона свободно, но впоследствии аппаратуру необходимо зарегистрировать. Бесплатную регистрацию осуществляют территориальные отделения Россвязьнадзора. Но при этом, уже на платной основе, в местном радиочастотном центре требуется получить подтверждение технических характеристик радиостанции и позывной. К примеру, в Москве стоимость такой услуги для юридических лиц составляет 2700 руб. Свидетельство о регистрации выдается сроком на 10 лет и действительно на всей территории России. Дополнительная оплата эфира не требуется.


Михаил Ожерельев
Журнал «Автопарк»
www.park5.ru





info@viam-radio.ru (495) 997-63-68 VIAM-RADIO.RU ©
Все права защищены. При использовании материалов сайта ссылка наwww.viam-radio.ru обязательна. Не является офертой.